Решение проблемы пылеподавления

15 мая 2017 г. Источник: Экология производства
Решение проблемы пылеподавления
Решение проблемы пылеподавления
В рамках реализации своей экологической программы АО «Сибирский Антрацит» применяет ряд инновационных решений. Одним из них является использование нового связующего раствора для пылеподавления на участке технологической автодороги, проходящей мимо населённого пункта.

Вопрос пылеподавления актуален для всех горнодобывающих предприятий. Борьба с пылью имеет большое социальное и экологическое значение, поэтому поиск и внедрение высокоэффективных передовых способов и средств пылеподавления – важная задача современных компаний.

АО «Сибирский Антрацит» – ведущий в России и в мире производитель и экспортёр высококачественного антрацита (Ultra High Grade). Предприятие ведёт добычу угля открытым способом на месторождениях Горловского угольного бассейна в Искитимском районе Новосибирской области. Компания успешно совмещает производственную деятельность и заботу об окружающей среде.

При осуществлении хозяйственной деятельности оказывается воздействие на состояние атмосферного воздуха. Источники выбросов загрязняющих веществ находятся как на угольных разрезах (на Колыванском – 29 источников, на Горловском – 53 источника), так и на обогатительных фабриках (74 источника). Основным загрязняющим веществом, образующимся в процессе добычи и транспортировки антрацита, является пыль – около 50% от всей массы выбросов загрязняющих веществ. Наиболее остро проблема пыли встаёт в жаркий период – с мая по октябрь.

Ранее для пылеподавления на предприятии применялся полив технологической дороги водой с помощью специальной техники с периодичностью каждые два часа в летний период.

Орошение дорог водой относится к «мокрым» способам пылеподавления, которые используются для предупреждения подъёма в воздух пыли, образующейся при разрушении, погрузке и транспортировании горной породы; для обеспыливания воздуха или подавления взвешенной пыли водой; для предотвращения повторного поступления в воздух осевших пылевых частиц. Вода увлажняет и связывает пылевые частицы. Однако кратковременность эффекта является существенным недостатком, особенно в жаркую погоду, когда дорога быстро снова становится сухой. Наиболее эффективными являются способы, предупреждающие поступление пыли в воздух.

Специалисты АО «Сибирский Антрацит» изучили различные варианты пылеподавления и остановили свой выбор на экологически чистом природном реагенте – бишофите. Это гранулированный или жидкий хлористый магний с со- держанием основного вещества (MgCl2) 47% (рис. 1). Предприятие осуществило его пробную закупку и летом прошлого года начало использование в тестовом режиме.

В отличие от большинства материалов, предназначенных для борьбы с пылью, бишофит абсорбирует влагу из воздуха и долгое время удерживает её на дорогах. Обладая таким свойством, как гигроскопичность (сильная способность впитывать влагу даже из относительно сухого воздуха), бишофит обеспечивает максимальную влажность дорожного покрытия. Он не даёт пыли подниматься и висеть в воздухе. Этот влагопоглощающий эффект обеспечивает большее в сравнении с водой подавление пыли. Помимо этого бишофит продлевает срок эксплуатации дорожного полотна, обеспечивая стабилизацию грунта.

Для пылеподавления используется специальный раствор – смесь кристаллического бишофита с водой. Плотность раствора – 1,2 г/см3. Время растворения соли хлорида магния в воде – 3–5 мин в зависимости от температуры воды. Приготовленный раствор загружается в поливомоечные машины и распыляется на технологической автодороге (рис. 2). Для обработки 1 м2 грунтовой дороги требуется примерно 0,1 кг кристаллического хлористого магния.

Для оценки экологического эффекта от использования бишофита вдоль технологической трассы проводился постоянный мониторинг качества атмосферного воздуха. Замеры осуществляла специализированная аккредитованная лаборатория ООО «Центр гигиенической экспертизы».

Согласно полученным данным, применение бишофита снижает наличие взвешенных веществ в воздухе на 57– 85%.

Специалисты компании провели полный анализ процесса обеспыливания технологической дороги. Сравнивались варианты пылеподавления исключительно водой и раствором бишофита. Результаты показали, что помимо экологического эффекта использование бишофита обеспечивает и другие преимущества, в частности экономию времени и затрат. Дороги орошаются в 3 раза реже, используется меньшее количество поливомоечных машин. Количество их рейсов сокращается в 264 раза в месяц. Общий расход воды за один рейс меньше на 25%, в месяц – на 99,7%. Также бишофит помогает снизить расходы, связанные с содержанием оборудования, не позволяя пыли разрушать механизмы.

Таким образом, тестовый период использования этого раствора на участке дороги, проходящей мимо населённого пункта, показал его эффективность. Сильное абсорбирующее действие бишофита в сочетании с его экологичностью стали определяющими факторами для принятия решения об использовании данного материала на постоянной основе.