Медиа-центр

Талкан и кормление огня. Как живут современные шорцы

6 июля 2021 г. Источник: Аргументы и Факты. Кузбасс
Талкан и кормление огня. Как живут современные шорцы

В Кузбассе побывали представители Ассоциации коренных народов Сибири, Дальнего Востока и Севера. Они посетили наш регион в рамках Автопробега. В Кемеровской области гостей пригласили в шорскую этодеревню, строительство которой велось при поддержке «Сибантрацита».

На территории культурного объекта для гостей провели экскурсию, где познакомили с основными достопримечательностями, а сразу после участники мероприятия обсудили реализацию прав коренных малочисленных народов, совершенствование мер господдержки их традиционной экономики, проектную деятельность Ассоциации, помощь бизнеса в решении актуальных проблем.

С бубном и талканом

Местные красавицы в национальных костюмах, угощения по старинным рецептам, песни на родном языке под аккомпанемент народных инструментов… 29 июня жители посёлка Чувашка встречали участников автопробега - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Гости посетили недавно открывшуюся на территории Центра духовной культуры «Эне Таг» шорскую этнодеревню. Хозяева показали: они знают родную культуру  и чтят традиции.

Как и положено на любом серьёзном мероприятии, оно началось с обряда благопожелания. Шаманка пригласила всех присутствовавших к обрядовому месту, где под звуки бубна развела костёр и накормила дух огня блюдами национальной кухни. Гости также получили возможность задобрить духа шорскими угощениями и сказать свои пожелания коренному народу. Собравшиеся трижды по кругу обошли костёр, затем направились к коновязи – привязывать разноцветные ленточки. Это старинная традиция: вяжешь белую ленту – просишь у духов здоровья, красную – достатка, голубую – хорошей судьбы и т.п.

Гостям также показали, как готовилось основное блюдо национальной кухни – талкан. Хозяйки разводили костёр, ставили большую ёмкость, наподобие сковороды с высокими краями, сыпали зёрна ячменя и обжаривали. Потом шорцы мололи небольшие порции этих зёрен на ручных мельницах. На встрече каждый гость мог собственноручно получить порцию талкана. Эту муку шорцы брали в тайгу, одной горстки калорийного продукта хватало для восстановления сил. Говорят, бедняки разводили муку водой, а те, кто побогаче, мёдом или молоком.

Этнодеревня за 8 лет

Хозяева провели экскурсию по этнодеревне и рассказали, как буквально по крупицам собирали схемы традиционных построек, предметы быта, национальные рецепты. «Мы специально ездили в деревню за посёлком Ортон, где сохранились бревенчатые избы. Перерисовывали старинные дома, образцы печей снимали, воссоздавали элементы шорского быта по сохранившимся образцам. Например, нашли старинный шифоньер, отреставрировали его. Это ведь наша история, дети должны знать, помнить её», - рассказывает председатель общественного движения «Шория» Юрий Кастораков.

Идеей создания в Чувашке этнодеревни, стилизованой под традиционное шорское поселение, общественник загорелся в 2013 г. Огородил заброшенный участок между клубом и бывшим сельсоветом, поставил первую постройку – духовный центр, выточил первые две деревянные фигуры. Но, как это нередко бывает, для воплощения благой идеи в жизнь не хватало денег. Тогда Юрий обратился к руководству «Разреза Кийзасского» (входит в группу «Сибантрацит»). Предприятие выделило средства - и этнодеревню построили. Её открыли в мае 2021 г.

Теперь здесь есть жилой дом с дровяной печью, кузница, ремесленная мастерская, амбар, летняя веранда и хозяйственные постройки. Многие предметы – мебель, посуду, часы, игрушки, инструменты – принесли местные жители, прежде они их использовали в быту. При создании аутентичной обстановки Юрий Кастораков советовался и с учёными, исследующими обычаи и быт коренных народов, и с шорцами-старожилами, и с умельцами из соседнего Алтая, имеющими общие корни.

«Здесь сохраняются традиционные бытования коренных народов и скульптуры, которые несут культуру шорцев. Это говорит о том, что люди здесь живут не просто бытовыми заботами, а чаяниями о том, чтобы сохранялось место традиционного проживания шорцев. И, конечно, в рамках 300-летия Кузбасса такой центр имеет особое значение, потому что коренные малочисленные народы – это первые жители региона», - поделилась впечатлениями заместитель министра культуры и национальной политики Кузбасса Татьяна Акимова.

Когда фантазия с финансами сочетается…

Именно на юге Кузбасса проживает больше всего шорцев. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., их насчитывалось 10 672 человека – это почти 83% от общего количества шорцев в стране. Сколько их сейчас – сказать сложно. Это покажет следующая перепись, запланированная на осень этого года. Однако шорцев становится меньше, поэтому очень важно сохранить их традиции, обычаи и историю для следующих поколений. Появление духовного центра «Эне таг» - явление уникальное. По сути оно строится для очень ограниченного круга людей, с другой стороны, в будущем знакомиться с шорцами смогут не только кузбассовцы, но гости из других регионов. И, конечно, без помощи властей и бизнеса сложно было бы развивать и сохранять подобные центры.

Оказавшись в этнодеревне, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, сенатор РФ Григорий Ледков не скрывал своего восхищения: «Я помню, тут был только аил, две фигуры волков и огороженная территория. Стало здорово, красиво! Приятно видеть, как вы развиваетесь». На вопрос, какое значение в создании таких уголков культуры имеет помощь бизнеса, он ответил: «Инвестиции должны быть, в современном мире без спонсорства, без меценатства дело не пойдёт. Есть стоимостные вещи, которые в нынешних условиях – движущая сила. Поэтому хочу поблагодарить «Разрез Кийзасский» за всю ту многолетнюю помощь, которая оказывается шорцам».

Да и сам Юрий Кастораков признаёт: «Фантазировать можно много. А когда денег нет, то чего фантазировать? Этнодеревня - это плод нашей совместной работы с «Разрезом Кийзасским». Когда фантазия с финансами сочетается, то результат налицо, всё растёт. Планов ещё много у меня. Дай бог, чтобы дальше поддерживали». На реализацию проекта этнодеревни угольная компания уже выделила 2,5 млн руб.

«Сюда уже туристов можно возить, потому что растёт интерес и к этнотуризму, и к коренным народам Кузбасса, - считает президент КРОО Ассоциация шорского народа «Шория» Никита Шулбаев. - Юрий – инициативный человек, загорелся мыслью оставить что-то после себя, построил центр, стал проводить обряды, праздники. Хорошо, что его идея нашла понимание и поддержку у угольного предприятия, местной администрации – на эти средства и строит. И это лишь малая толика того, что он может сделать. Он содержит, крутится сам, настаивает на том, чтобы духовный центр вошёл в штат муниципалитета, чтобы всё было организованно. Думаю, когда эти вопросы решатся, то можно будет отправлять туристов, чтобы люди знакомились с культурой наших коренных жителей». 

Глава Мысковского городского округа Евгений Тимофеев добавляет, что «Разрез Кийзасский» участвует не только в развитии этнодеревни, но и помогает в выпуске учебников шорского языка для школ (первая азбука вышла в 2020 г., а учебник для второклассников ожидается к новому учебному году), а также в установке спортивных площадок в посёлках, где традиционно проживают шорцы. «Это важно, потому что народ, который помнит свою историю, будет развиваться и жить», - резюмирует Евгений Тимофеев.

Угольная компания участвует во многих местных проектах, поддерживающих коренной народ. Например, при её участии отремонтирована школа в Бородино, появились сквер «Сказки Шапкая» в Мысках, детская площадка в Чувашке, спортивная – в Красном Яре. Также «Разрез Кийзасский» финансирует национальные культурные мероприятия: более 30-ти за последние годы, среди которых праздник «Пайрам», премия «Шапкай», фестивали сказителей.

СПРАВКА:

«Разрез Кийзасский» (входит в группу «Сибантрацит») заключил соглашения с КРОО «Ассоциация шорского народа «Шория» и городским благотворительным фондом «Развитие Горной Шории». В рамках данных соглашений угледобывающее предприятие оказывает различную помощь: строительство спортивно-развлекательных площадок в поселках традиционного проживания шорцев, издание учебников шорского языка, создание сквера, проведение культурных мероприятий и др.